Базовый курс AutoCAD 2012

 

Урок 1. 1

Тема: Работа со справкой. 1

Тема: Освоение  интерфейса. 2

Тема: Рисование 2D примитивов. 2

Тема: Слои. 2

Тема: Рисование 2D примитивов вводом точных координат. 3

Абсолютные координаты.. 3

Относительные координаты. 3

Относительные полярные координаты.. 3

Тема: Вид.  Установка видов. 4

Тема: Рисование простейших 3D примитивов. 4

Урок 2. 4

Тема: Вид. Опция Показать. Базовые опции. 4

Тема. Ввод координат точек в 3D пространстве. 4

Тема: Сплайн. 5

Тема: Виды. Видовые экраны. Опция Задать Видовые экраны. 6

Тема: Палитра свойств. 6

Тема: Вид. Окна. 6

Тема: Вид. Визуальные стили. 7

Урок 3. 7

Тема: Привязки. 7

Тема: Ввод координат точки. Координатные фильтры. 9

Урок 4. 10

Тема:  Редактирование. Параметризация. 10

Тема: 3D Моделирование. 11

Сети. 11

Урок 5. 11

Поверхности. 12

Тела. 13

Урок 6. 13

Тема: Визуализация. 13

Тема: Блоки. 14

 

Урок 1.

В строке состояния чертежа отключить все кнопки

 

Упражнение 1.

 

Тема: Работа со справкой.

 

Изучение пользовательского интерфейса.  Нажать на V рядом со знаком вопроса  в правом верхнем углу экрана (информационный центр) > Обзор пользователского интерфейса. Изучить компоненты интерфейса.

2). Справка. Нажать на знак вопроса в правом верхнем углу экрана (информационный центр) >

Справка > Документация пользователя > Рабочий процесс и пользовательский интерфейс >

Рабочее пространство > Переход к рабочему пространству. Изучить Интерфейс.

 

 

Упражнение 2

 

Тема: Освоение  интерфейса.

 

1). Создать пользовательский профиль.

2). Убрать с ленты Вкладку Создание.

3). Изменить цвет экрана  на серый.

4). Зафиксировать панель Редактирование на графическом поле. 

 

5). Восстановить параметры по умолчанию.

 

Упражнение 3.

 

Тема: Рисование 2D примитивов.

 

1). Отрезок.

2). Полилиния.

3). Прямая.

4). Луч.

5). 3D Полилиния.

6). Сплайн.

 

7). Дуга.

8). Окружность.

9). Прямоугольник.

 

 

  ...

 

Упражнение 4.

 

Тема: Слои.

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска Координатные фильтры

 

Упражнение

 

Создайте слои: Сплайн, Ломаные, Окружности.

Установите для слоев разные цвета.

Нарисуйте сплайны в слое Сплайн.

Нарисуйте ломаные в слое Ломаные.

Нарисуйте окружности в слое Окружности.

Заблокируйте Слой Сплайны.

Заморозьте слой Окружности.

Отключите видимость слоя Ломаные.

 

 

Тема: Рисование 2D примитивов вводом точных координат.

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска <ввод>,<координат>

 

Изучите тему

 

Абсолютные координаты

 

Координаты задаются непосредственным вводом

значений координат x,y. Дробная часть значения координаты отделяется точкой.

Координаты разделяются запятой. Для ввода нажать ENTER или Пробел (Space Bar).

Например,

20.5,30.44

 

Упражнения

 

1) Нарисовать отрезок с координатами

(10.5,15)-(50.6,100).

 

Относительные координаты.

Координаты точки получаются приращением к текущим координат значений dx и dy

Обозначаются приращения символом [@]. Например,

@10,20

 

 

2) Нарисовать отрезок.

Координаты первой точки (40,50). Вторая точка отрезка находится на расстоянии

 по оси X 20 по оси Y 30.

 

Относительные полярные координаты

 

Координаты в полярных координатах задаютя длиной вектора и значением угла. Например,

100<45

Если значение угла включает минуты и секунды, то после значения градусов

ставится символ [d], после значенияя минут ставится символ один штрих ['], после значения секунд ставится символ двойной штрих ["]. Например,

45d20'30" 

 

Упражнения

 

1) Нарисуйте отрезок. Координаты первой точки(40.6,70.33),

Вторая точка находится на расстоянии 100 от первой точки под углом 45 градусов к оси X.

 

 

 

Тема: Вид.  Установка видов.

 

Вкладка Вид.

 

Упражнение

 

1). Установите вид ЮВ изометрия.

 

 

 

Тема: Рисование простейших 3D примитивов.

 

Вкладка Тела.

 

Упражнение 7.

Установите вкладку Тела. Установите аксонометрический вид.

Нарисуйте простейшие 3D примитивы. Ящик, цилиндр, конус, сфера, тор.

 

 

 

Урок 2.

 

Тема: Вид. Опция Показать. Базовые опции.

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска Показать

 

 

Упражнение

 

Нарисуйте несколько 3D примитивов.

Выполните опции Показать:

- Показать Все

- Показать Объект

- Показать Рамкой

 

Тема. Ввод координат точек в 3D пространстве

 

Нарисуйте куб размером 100*100*100

 

Цилиндрическая система координат

 

Координаты точек задаются в виде длины вектора, угла с осью X проекции вектора на плоскость XY, высоты точки по Z. Например,

100<45,50

означает, что точка находится на конце вектора длиной 100, исходящего от начала координат, проекция вектора на плоскость XY составляет угол  45, конец вектора поднимается над плоскостью XY на высоту 50.

 

Упражнение

 

1) Нарисуйте отрезок длиной 70, исходящий из начала координат. Угол проекции отрезка с плоскостью XY составляет 60 градусов 30 минут и 20 секунд, высота конца отрезка от плоскости XY 40.

 

Сферическая система координат

 

Координаты точки задаются в виде длины вектора, угла с осью X проекции вектора на плоскость XY, угла вектора с плоскостью XY.Например,

100<45<30

означает, что точка находится на конце вектора длиной 100, исходящего от начала координат, проекция вектора на плоскость XY составляет угол  45 c осью X, угол между вектором и плоскостью XY составляет 30.

 

Упражнение

 

1) Нарисуйте отрезок длиной 80, исходящий из начала координат. Угол проекции отрезка с плоскостью XY составляет 75 градусов 30 минут и 30 секунд, угол с плоскостью XY 30.

 

 

 

 

Тема: Сплайн.

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска Сплайн

 

 

 

Опции:

Порядок сплайна - степень сплайна. Кубический сплайн (порядок 3).

Способ построения - управляющими вершинами или определяющими точками.

Касательные. При рисовании можно задавать касательные в концевых точках.

Замкнутость. Можно рисовать замкнутые кривые.

Узлы. Задается вектор узлов. Равномерный, Квадратный корень, по длине хорды.

Объект. Можно указать сплайновую полилинию. Превращается в сплайн.

 

Редактирование сплайна:

- управляющими точками (степень сплайна не меняется);

- определяющими точками (сплайн становится кубическим).

 

Упражнения

 

1). Нарисуйте кубический незамкнутый сплайн определяющими точками.

 

2). Нарисуйте замкнутый кубический сплайн определяющими точками.

 

3). Нарисуйте сплайн 8-ой степени незамкнутый.

 

4). Нарисуйте замкнутый сплайн 10-ой степени.

 

5). Отредактируйте нарисованный сплайн 8-ой степени управляющими вершинами.

 

6). Отредактируйте нарисованный сплайн 3-ой степени определяющими точками.

 

 

 

Тема: Виды. Видовые экраны. Опция Задать Видовые экраны.

 

Упражнение

 

1). Нарисуйте в ЮВ изометрии примитивы Конус, Ящик, Цилиндр.

Установите 4 видовых экрана. Установите в видовых экранах - вид сверху, вид спереди, вид слева, ЮВ-изометрию.

 

 

Тема: Палитра свойств.

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска

<палитра>, <свойств>

 

Выделить объект. В контекстном меню включить опцию Свойства.

 

С помощью палитры свойств можно просмотреть и редактировать параметры  объектов.

 

Упражнения

1) Измените цвета объектов из предыдущего упражнения на Красный, Зеленый,

Синий.

 

Тема: Вид. Окна.

 

Вкладка Вид. Панель Окна.

 

Если открыты несколько чертежей, то можно их расположить на экране различными способами.

Каскадом с перекрытием, горизонтально без перекрытия, вертикально без перекрытия. Можно переходить с одного окна в другое.

 

Упражнение

 

1) Разместите окна чертежей каскадом, горизонтально, вертикально. Перейдите из одного окна в другое.

 

Тема: Вид. Визуальные стили.

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска Визуальные стили

Изучите тему.

 

 

 

 

Вкладка Вид.  Панель Визуальные стили.

 

Упражнения

1) Нарисуйте 3D примитивы. Закрасьте разными цветами, используя Палитру свойств.

Назначьте и сравните разные виды визуализации (каркас, реалистичный, концептуальный и др.).

 

 

Урок 3.

 

 

Тема: Привязки.

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска Привязки

 

Изучите тему.

 

Привязки позволяют точно позиционировать объекты с привязкой к существующим объектам.

 

Разовый режим объектной привязки

 

Shift + правая кнопка. Работает только для определения следующей точки.

 

Текущий режим объектной привязки

 

Текущий режим позволяет включить несколько различных видов привязок. Вид привязки

динамически отображается при наведении на объект привязки.

 

Строка состояния. Кнопка объектная привязка / F3. Настраивает текущие привязки.

Работают привязки при включенной кнопке. Для перебора возможных вариантов нажимайте кнопку Tab.

 

 

Упражнения

 

1) Привязки Конточка, Середина. Нарисуйте два отрезка. Используя привязку Конточка соедините отрезками концы исходных отрезков. Используя привязку Середина соединие отрезком середины исходных отрезков.

 

2) Привязку Центр. Нарисуйте две окружности. Используя привязку Центр соедините отрезком центры окружностей. Используя привязку Квадрант соедините соответствующие характерные точки окружностей.

 

3). Привязка Параллельно. Нарисуйте отрезок. Используя привязку Параллельно нарисуйте второй отрезок (сначала укажите первую точку затем включите в разовом режиме привязку

Параллельно проведите крсором над исходным отрезком, появится значок параллельности, перенесите крсор на предполагаемую параллелную линию, появится фантом параллельной прямой,

укажите на ней вторую точку).

 

4). Привязка Пересечение. Нарисуйте два пересекаяющихся отрезк. Используя привязку Пересечение нарисуйте отрезок исходящий из точки пересечения исходных отрезков.

 

5). Привязка Кажущееся пересечение.

Нарисуйте два отрезка, прдолжения которых пересекаются недалеко от отрезков. Используя привязку Кажущееся Пересечение нарисуйте отрезок исходящий из точки пересечения исходных отрезков (в режиме разовой привязки включите привязку Кажущееся пересечение, подведите курсор к концу первого отрезка появится значок Расширенное кажущееся пересечение, нажмите ЛКМ, подведите курсор к концу второго отрезка,  появится перекрестие предполагаемой точки пересечения, ражмите ЛКМ).

 

6). Привязка Узел.

Нарисуйте несколько точек (для отображения точек в виде маркеров выполните команду

Диалтточ). Постройте полилинию по точкам.

 

7). Привязка Продолжение.

Нарисуйте отрезок. Нарисуйте другой отрезок, вершина которого  лежит на продолжении первого отрезка.

 

8). Привязка Ближайшая.

Нарисуйте окружность. Нарисуйте ломаную на окружности.

 

9). Привязка Касательная.

Нарисуйте окружность. Постройте множество прямых касательных к окружности. По точкам пересечения прямых постройте полилинию, касательную к окружности.

 

10). Привязка Нормаль. 

Нарисуйте отрезок. Нарисуйте второй отрезок, перпендикулярный к исходному.

 

11)*. Отслеживание.

Нарисуйте прямоугольник. Нарисуйте отрезок, первая точка которого лежит на одной высоте с прямоугольником, вторая точка на одной вертикали с боковой стороной прямоугольника (включите текущую привязку Конточка. Включите в разовом режиме привяку Ослеживание. Подведите курсор к вершине прямоугольника. Нажмите ПКМ. Появятся лучи исходящие  из вершины прямоугольника. В настройка объектной привязки настройте Отслеживание на 90 градусов. Выберите горизонтальный луч и поставьте первую точку отрезка. Аналогично определите вторую точку отрезка).

 

12)*. Привязка От.

Нарисуйте прямоугольник с вершинами (0,0), (200,100). Нарисуйте отрезок, первая точка которого лежит на прямой, исходящей под углом 123 градуса 30 минут от левой верхней вершины прямоугольника на расстоянии 55 от вершины, вторая точка на одной вертикали с правой боковой стороной прямоугольника на расстоянии 60 от правой верхней вершины прямоугольника (включите текущую привязку Конточка. Включите в разовом режиме привязку От. Подведите курсор к левой верхней вершине прямоугольника. Нажмите ПКМ. Введите относительные полярные координаты @55<123d30'. Аналогично определите вторую точку отрезка).

 

 

Тема: Ввод координат точки. Координатные фильтры.

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска Координатные фильтры

 

Изучите тему.

 

Координатные фильтры .x, .y, .z используются для выделения координат x, y, z, из нарисованных объектов.

 

 

Упражнение

 

Нарисуйте  два отрезка.

Нарисуйте третий отрезок, у которого координаты по X вершин отрезка совпадают с координатами X вершин первого отрезка, а координаты Y совпадают с координатами  Y второго отрезка.

Для выделения координаты по X используйте координатный фильтр .x

Для выделения координаты по Y используйте координатный фильтр

.y

Урок 4.

 

 

Тема:  Редактирование. Параметризация

 

Редактирование.

 

Упражнения

1). Постройте отрезок. Отредактируйте отрезок с использованием ручек и палитры свойств.

2). Постройте окружность. Отредактируйте окружность с использованием ручек и палитры свойств.

3). Постройте реальный сплайн по определяющим точкам (команда _SPLINE, способ Определяющие, порядок 3).    

     Отредактируйте сплайн на определяющих точках (укажите на редактируемую точку,  выберите действие из контекстного меню):

     - измените положение точки;

     - удалите точку;

     - добавьте точку;

     - уточните касательные в начальной и конечной точках сплайна.

 

4). Постройте сплайн 8-ой степени (команда _SPLINE, способ УВ, порядок 8).     Отредактируйте сплайн на управляющих вершинах (укажите на редактируемую вершину, выберите действие из контекстного меню):

     - перенесите вершину;

     - добавьте вершину;

    - уплотните  вершины;

    - удалите вершину.

5). Постройте полилинию.

Отредактируйте полилинию с использованием ручек и палитры свойств.

Отредактируйте полилинию командой (_PEDIT)  Редактировать полилинию.

Установите значение  системной переменной SPLFRAME равное 1. Постройте на полилинии Сплайновую кривую (в команде _PEDIT выполните опцию СПлайн). Сравните форму при значениях системной переменной SPLINETYPE  равных 5 или 6.

Преобразуйте сплайновую полилинию в реальный сплайн (команда _SPLINE, опция Объект, указать полилинию).

 

Параметризация

 

Справка > Документация пользователя > AutoCAD Architecture > Руководство пользователя > Поиск > Введите в поле поиска Параметризация.

 

Вкладка Параметризация.

 

Параметризация позволяет наложить связи между геометрическими объектами.

 

Упражнения

 

1). Параллелограмм.

Нарисуйте четыре отрезка с произвольным расположением на плоскости.

Используя параметрический связи Совпадение, Параллельность, постройте параллелограмм.

 

2). Гладкое сопряжение двух кривых

Постройте два сплайна. Используя параметрическую связь Гладкое сопряжение, объедините сплайны в одну гладкую кривую.

 

3). Постройте несколько окружностей. Используя параметрическую связь Равенство, выравните радиусы окружностей. Используйте опцию Несколько.

 

4). Введите ограничения между центрами окружностей, используя опцию Выравнивание.   Измените размеры расстояний между центрами, используя Диспетчер параметров.

 

 

Тема: 3D Моделирование.

 

 

 

Сети

 

Урок 5

Команда

Сеть

 

Создание примитивов – сетей

Параметры сетевых примитивов

Вызов диалогового окна Параметры сетевых примитивов.

Степень разбиения по длине, ширине, высоте.

 

Создание примитивов сетей

Упражнения

1) Установите параметры разбиения (тесселяции  5, 4, 3).

2) Нарисуйте примитивы – сети

3) Сгладьте примитивы

 

3D тело / поверхность  преобразовать в сеть

Вкладка Сеть > Панель Сеть > Кнопка Сглаживание объекта

 

Преобразовать сеть в 3D тело / поверхность

 

 

 

 

Поверхности

 

Регулярная поверхность / NURBS-поверхность

Системная переменная SURFACEMODELINGMODE = 0 / 1

 

Выполните упражнения:

1) Поверхность по сечениям

Нарисуйте ящик  (0,0,0)-(200,150,100).

На виде сверху нарисуйте три сплайновые кривые. Слева от ящика, через ящик и справа от ящика. Поднимите среднюю линию на высоту 80.

Скопируйте объекты в сторону для выполнения второго упражнения.

Постройте поверхность по сечениям.

 

 

2) Поверхность на сети кривых

Достройте на трех кривых в трансверсальном направлении три сплайновые кривые: две кривые проходят по концам кривых, средняя по промежуточным точкам кривых первого семейства.

Постройте поверхность 

 

3) Поверхность выдавливания

Нарисуйте замкнутую фигуру.

Нарисуйте пространственный отрезок.

Постройте поверхность выдавливания.

 

 

4) Поверхность сдвига

Постройте пространственную спираль. Рядом нарисуйте окружность.

Постройте поверхность сдвига.

 

5) Поверхность вращения

Постройте на координатной плоскости образующую сплайновую кривую и рядом в качестве оси вращения отрезок. Выполните команду поверхность вращения. Следуйте указаниям программы в командной строке.

 

Анализ поверхности

 

Упражнение.

Выполните анализ качества построенных поверхностей. Вкладка Поверхность – Анализ – Выберите Черно-белые полосы.

 

Тела

 

Выполните упражнения

1). Построение тела вращением

Нарисуйте отрезок. Нарисуйте образующую сплайновую линию привязкой к концам отрезка.

Постройте тело вращения.

 

2) Сдвигом

Нарисуйте спираль с внешним диаметром 200, внутренним 80,  высотой 150. Нарисуйте рядом окружность диаметра 30.

Постройте тело сдвигом окружности по траектории спирали.

3) По сечениям

Нарисуйте 3 замкнутые концентрические кривые. Поднимите 2 и 3 внутренние кривые на высоту 70 и 80. Постройте тело по сечениям.

 

4) Преобразование тел в сети

Постройте произвольные тела-примитивы ( ящик, конус и др.). Преобразуйте в сети (вкладка Тела – Большее сглаживание).

 

 

3D Редактирование

Ручки

Объединение, вычитание, пересечение.

Разрез тела поверхностью

Выбрать ребра

 

Урок 6.

 

 

 

Тема: Визуализация

 

Рендеринг

 

Редактор материалов

 

Редактор материалов > Окно обозревателя материалов

 

Обозреватель материалов

 

Выделите объект. Найдите в обозревателе материалов нужный материал. Нажмите правую кнопку > Назначить выбранным объектам.

 

 

Упражнения

 

Постройте сцену из ящика, конуса и цилиндра.

Назначьте материалы объектам.

Выполните визуализацию.

 

Поварьируйте опциями:

Положение солнца

Небесный фон

небесный фон и освещение

 

Отключите солнечное освещение. Введите точечное освещение.

 

Анимация по траектории

 

Вкладка Визуализация > Панель Анимации > Анимация перемещения по траектории

 

Используйте сцену из предыдущего упражнения.

Нарисуйте на полу сплайн – траекторию движения камеры. Поднимите на высоту в три раза превышающую высоту самого высокого объекта сцены.

 

Назначьте траекторию движения камере. Назначьте точку прицела для камеры. Выполните анимацию.

 

 

 

Тема: Блоки

 

Блоки, атрибуты блока, динамические блоки. Многовидовые блоки.

 

Выделить блок – Активная вкладка Вставка > Редактировать блок > Параметры > Определение атрибута.

 

Выделить блок – Активная вкладка Вставка > Редактировать блок > Параметры > Палитры вариаций блоков > Задать динамические параметры и затем операции (на примере поворота).

 

Упражнение

 

Сформируйте объект. Создайте блок. Определите атрибут. Введите динамические параметры.